Актуальная тема.
Нобелевских лауреатов у нас уже запрещали, газеты закрывали,
иноагентами ещё с начала минувшего века в лёгкую объявляли.
Взять, к примеру, товарища Берию. Но вот чтобы запрещали газету, редактор которой является нобелевским лауреатом, такого в мировой практике я не знаю. То что в области балета мы впереди планеты всей, давно известно. Наверное по этой причине из Большого нередко отрывались за рубежом от коллектива известные танцоры. Хотели немного отстать от коммунистического локомотива. Но это к слову.
Объявленное иноагентом издание, ещё "недозапрещённое" окончательно, по причине обжалования решения суда, публикует всё же очень толковые разъяснения на животрепещущие темы войны и мира.
Поскольку из множества газет, ещё оставшихся в живых, я выбирал всегда именно издание Муратова, то и до сей поры почитываю его в виртуальном пространстве.
Вот что предлагаю вниманию заинтересованных читателей, изредка заглядывающих на мою страничку.
Здравствуйте!
Ушел в типографию очередной номер «Новой рассказ-газеты». В продажу он поступит в понедельник.
Мы продолжаем выпускать все наши СМИ в обычном режиме. Заседания апелляционной инстанции по «Новой газете», «Новой рассказ-газете» и novayagazeta.ru еще пока не назначены. Так что — работаем без оглядки на репрессии государства, тем более что будущее — штука малопредсказуемая.
Что будет в выходящем номере:
● Владимир Пастухов — «Заговор черных философов».
● Разговор с академиком Арбатовым — о том, насколько реальна ядерная угроза.
● Слава Тарощина в своей рубрике «Перемена участи» — об Александре Невзорове.
● Татьяна Брицкая — топ современных доносчиков.
● Интервью с Борисом Акуниным, которое можно прочесть прямо сейчас.
На этой неделе на сайте «Свободное пространство» (novaya.media) открываем персональную рубрику-подписку Алексея Поликовского — «От Пушкина до Марадоны». Рубрика о футболе, музыке и литературе.
Персональная рубрика-подписка Сергея Мостовщикова уже открыта. Она поможет сделать паузу и отдышаться, подумать о человечном и снять стресс иронией.
Прочтите вот это, например.
На прошлой неделе мы попросили вас рассказать о том, что принесла в вашу жизнь частичная мобилизация. Спасибо за ответы — мы работаем с информацией, которая в них изложена. Но в ваших письмах содержались и вопросы практического свойства. Ответить на них мы попросили нашего судебного обозревателя Веру Челищеву, которая пообщалась с юристами, специализирующимися на этой проблеме, и правозащитниками (ну и я кое-что дополнил, тоже поговорив с адвокатами и работниками военкоматов).
● Слушайте юристов, не слушайте соседей
Дорогие соучастники, мы в режиме non stop получаем от вас — жителей разных российских регионов — письма о том, как проходит объявленная 21 сентября частичная мобилизация. Это событие так или иначе вошло в жизнь практически каждой семьи. У кого-то забрали близкого родственника, у кого-то дальнего, у кого-то друзей, кто-то уехал... Иногда вы присылаете нам совсем трагические истории, читать которые невозможно. Но, увы, помочь мы практически не в состоянии: репрессивное государство не реагирует на обращения независимых журналистов, а военная цензура считает «фейком» любую неофициальную информацию о частичной мобилизации.
Но многие задают вопросы: например, что грозит за неявку в военкомат по повестке? Информации из разных источников на это счет приходит масса, и она, даже изложенная уважаемыми людьми, которыми мы привыкли доверять, не всегда проверена. В связи с этим мы решили еще раз собрать и подытожить основные советы и пояснения юристов, специализирующихся на мобилизации.
1. По закону, никакого уголовного наказания за несвоевременную неявку в военкомат, даже по полученной лично повестке, не предусмотрено. Это подтверждает, в том числе, и Минобороны. Максимальное наказание — административный штраф по статье 21.5 КоАП РФ — до 3000 рублей.
Но! В то же время есть уголовная ответственность: если правоохранители установят, что вы умышленно скрываетесь или не встали на учет по месту нового пребывания, — возбуждается дело. В первую очередь это касается тех, кто служил в армии, имеет соответствующую военно-учетную специальность или имеет на руках мобилизационное предписание. Правоохранительным органам же необходимо доказать умысел в ваших действиях — то есть что вы преднамеренно скрываетесь с целью откосить от призыва. Тут зависит от того, как вас ищут и ищут ли вообще. В общем, если ваш умысел докажут, можно получить обвинение по статье 328 УК РФ (уклонение от призыва): это штраф до 200 тысяч рублей или до 2 лет лишения свободы. Такая практика существует, но, по данным «Агоры», уголовные дела пока касаются случаев до частичной мобилизации.
2. Даже если родные (ну все может быть) за вас получили повестку в руки — это ничего не значит: вы в ее получении не расписывались. Иногда повестки клеят на дверь квартиры или кидают в почтовые ящики — тоже пустой номер, не имеющий отношения к Федеральному закону о мобилизации и призыву. Иногда повестки раздают на предприятиях, в МФЦ и даже на улице. Все это — незаконно. Повестки выдаются только по месту жительства или в отделах кадров предприятий и только уполномоченными на это лицами: сотрудниками отдела кадров, представителями ваших военкоматов или прикомандированными к ним сотрудниками полиции/гражданскими лицами, у которых должен быть на руках документ, подтверждающий их полномочия. Все остальные идут лесом.
3. Да, вы можете отказаться подписывать повестку. В таком случае уполномоченные лица должны при независимых свидетелях составить об этом акт. Вы вправе подписать его или нет, записать в акте причины, по которым вы отказываетесь от получения повестки, или не делать этого. После составления такого акта повестка считается врученной. Захотят ли этим всем заниматься уполномоченные лица, зависит от них.
4. И все-таки повестка на руках, вы за нее расписались или был составлен акт. Отказ ей следовать не ведет автоматически к возбуждению уголовного дела, а решение военкомата можно оспорить. Особенно если есть для этого основания — заболевание, иждивенцы на вашем содержании, очная учеба или что-либо другое: например, отсутствие отметок в военном билете о службе в армии, наличии ВУСа, не первая категория призыва.
Кстати, очень часто скандалы с призывом по частичной мобилизации людей больных или находящихся на очном обучении связаны с тем, что военкоматы не имеют на этот счет никакой информации: этим не озаботились ранее ни сами военнообязанные, ни отделы кадров предприятий. И откуда военком тогда может знать, что статус человека изменился?
Куда жаловаться. Прежде всего, воспользоваться электронной почтой вашей гарнизонной военной прокуратуры. В обращении указать на причины, по которым, на ваш взгляд, вы не можете быть призваны, приложить копии соответствующих документов и попросить принять меры прокурорского реагирования. Как ни странно, это работает, поскольку военные прокуроры получили на этот счет распоряжения. Далее: написать главе вашего региона (города, области, республики) — также в электронном виде. Именно главы регионов и местные власти руководят вопросом призыва, и с них сейчас спрашивают. Отправить заказное письмо с уведомлением в ваш военкомат, в котором изложить обстоятельства, по которым решение о вашем призыве является ошибочным, и предупредить о принятых вами мерах защиты. Можно воспользоваться и новой возможностью Госуслуг, однако. Пока нет данных о том, насколько этот путь действенен.
Можно обжаловать действия военкомата в суде. Это поможет выиграть время, однако нет оснований предполагать, что вы выиграете этот процесс, если только случай уж совсем вопиющий. А решение суда — конечный итог, и жаловаться после того, как оно вступит в законную силу (после апелляционной инстанции), уже бессмысленно.
5. Если насильно увезли в военкомат и вручили там или в отделе полиции повестку на отправку к месту прохождения военной службы — принцип обжалования тот же. Жаловаться за вас могут ваши родственники и даже друзья. Плюс в каждом месте вашего пребывания вы должны писать рапорты командованию — в военкомате, на сборном пункте, в учебке, в которых излагать мотивы, по которым считаете ваш призыв ошибкой.
6. Можно воспользоваться и правом подать заявление на альтернативную гражданскую службу — АГС. Это работа по трудовому договору, с зарплатой, выходными и отпусками, главное — без участия в деятельности Вооруженных сил. Просто отправляете заказное письмо в военкомат или оформляете доверенность на того, кто будет представлять ваши интересы в военкомате (главное — чтобы этому человеку не грозила мобилизация). Сегодня доверенность как никогда актуальна. Делайте ее на всякий случай, даже если не собираетесь подавать на АГС. Отказ военкомата обжалуется в суде, до вынесения решения судом с вами сделать по закону ничего не смогут.
Если на какие-то вопросы наша рассылка не смогла вам ответить (как правило, это касается индивидуальных случаев), как всегда — ниже мы приводим телефоны горячих линий независимых НКО. Не стесняйтесь, звоните по ним. Вас проконсультируют анонимно и не будут футболить.
■ «Комитет солдатских матерей», горячая линия: +7 (911) 772–34–40
■ Горячая линия «Агоры» в Телеграме — зайдите по ссылке https://t.me/agora_army_bot и задайте свой вопрос
■ Проект «ОВД-Инфо» (признан в РФ «иноагентом»). Горячая линия: 8 (800) 707–05–28, проект «Служба поддержки»
■ Проект «Школа призывника» (признан в РФ «иноагентом»). Горячая линия: 8 (993) 399–26–40. «Онлайн-приемная», проект «Гражданин и армия» («Реальная армия»)
Вера ЧЕЛИЩЕВА
На некоторые вопросы отвечу отдельно.
Вопрос: «Шульман говорила, что уголовная ответственность имеет место быть в случае, когда была подписана повестка для мероприятий по призыву. При неявке — уголовка (ст. 328 УК)».
Ответ: Не имеет место быть, а может быть. Подробности — в ответе № 1.
Вопрос: «Представители военкомата могут вручить повестку только по месту жительства? Как обычно на практике происходит их взаимодействие с полицией (или работодателем) в процессе вручения повесток?»
Ответ: Сотрудники полиции просто так не могут вручать повестки — ни на улице, ни в отделах. Не могут вручать повестки сотрудники МФЦ, ЖЭКов, представители какой-либо общественности. Они могут это делать, только если они уполномочены военкоматом или призывной комиссией и имеют на этот счет документ.
Отделы кадров, согласно законам и подзаконным актам, с недавних пор обязаны исполнять те функции, которые ранее были в ведении военкоматов. Они находятся с военкоматами в непосредственном контакте. И вручать повестки могут.
Так что повестки вручают только по месту жительства или по месту работы и только представителями ваших военкоматов или ваших отделов кадров.
Вопрос: «Сегодня звонили из ЖЭКа (парень в очной магистратуре МИФИ, 24 года), сказали, что пришла повестка, велели прийти забрать, иначе придут с обыском».
Ответ: Разговаривать, как с телефонными мошенниками (адрес конечного пункта назначения определяется в соответствии с вашим словарным запасом). Ни в ЖЭК, ни в МФЦ, ни к участковому никто являться не обязан, никакой обыск они провести не могут, пока не возбуждено уголовное дело.
Вопрос: «Парень работает программистом, но у него нет профильного образования. В разъяснении Минобороны бронь получают только IT, работающие по специальности и с профильным образованием. Но переучившихся на IT много. Всех «без корочек» исключат из брони?»
Ответ: Подробные пояснения на этот счет висят на сайте Минцифры, там же — и анкета, которую можно заполнить. Более подробной информацией мы пока не обладаем.
Ваш Сергей Соколов
***************************************************************************
Перепостить эту статью меня сподвигли совершенно дикие события, произошедшие в засиженном ворами и жуликами гнезде кукушки.
Пояснять не стану лишний раз. Кому интересно, могут пошвыряться по моим предыдущим публикациям и скумекать что к чему. О ком и о чём веду речь.